Хутор контрастов. Путешествие в Красную Поляну
А вы знали, что в Красной Поляне можно увидеть кованые решётки здания, являвшегося одним из лучших на Северном Кавказе образцов архитектуры модерна?
А вы знали, что в Красной Поляне можно увидеть кованые решётки здания, являвшегося одним из лучших на Северном Кавказе образцов архитектуры модерна? А что из этого хутора стартовали первые в Кубанской области автогонки? А о вертолётной площадке с ночным стартом, действующей сегодня?
Для армавирцев путешествие по Красной Поляне маленькое, потому что не нужно далёко ехать, но история её неразрывно связана с городом. Поэтому поездка в хутор будет полезна и для тех, кто интересуется дореволюционным периодом, и изучающим хроники Великой Отечественной войны. Это место родное и близкое нам, но, возможно, не столь знакомое.
«АС» подготовил маршрут с наиболее значимыми локациями, которые можно объездить за один день. Одевайтесь потеплей и обязательно вооружитесь камерой, чтобы запечатлеть объекты, символизирующие определённые вехи в летописи страны. И вы обязательно заметите, в местности этой много контрастов… И оттого её ярче запомните.
Во владениях КаплановаВ Красную Поляну мы заезжаем с ул. Армавирской. Двигаясь по ней, поворачиваем направо на ул. Баррикадную и направляемся к высокой насыпи моста у Кубани.
Оставляем машину и спускаемся к воде. Идём по левому низменному берегу реки, почти напротив старинной казачьей станицы Прочноокопской. Над быстрым течением Кубани прежде высился красивый мост, возведенный в 1904-1906 гг. Сейчас увидите лишь его руины. Быки, некогда служившие опорой железным фермам, остались от еще более раннего деревянного моста, построенного в 1854 г. Они напоминают крепостные неприступные башни, стоящие на каменной насыпи. Если сравнить с ландшафтом со старинной открытки, можно прийти к печальному выводу – река сильно обмелела. Так что мы фактически оказываемся на дне пересохшей Кубани, приближаясь к подножию былой переправы. Здесь, у быков, мороз трогает хрустким льдом воду, то ли собравшуюся от осадков в лужи, то ли просочившуюся от бурного потока, бегущего со стороны Прочноокопской.
Собственно здесь и начинается история хутора. В конце XIX века одиннадцать крестьянских семей арендовали эти земли для сельскохозяйственных работ у богатого ногайского князя Адиль-Гирея Капланова-Нечева. В те годы Красная Поляна называлась Себельдой. Старожилы говорят, слово это образовано от фамилии одного из первых поселенцев. Но это всё известные вещи. А вот о том, что именно здесь, у моста, 6 июня 1910 г. стартовали первые в Кубанской области автогонки, не многие знают.
— Финишной точкой трассы длиной в три версты стала Третья роща у села Армавир, — рассказывает историк Сергей Ктиторов. — В состязаниях участвовали автомобили «Мерседес» 45 л/с, «Дитрих» 36 л/с и «Некарсульм» 20 л/с.
Первым к финишу через 2 мин. 2 сек. прибыл автомобиль «Дитрих» инженера Владимира Королькова, показав среднюю скорость 87 верст в час; вторым был «Мерседес» землевладельца Якова Николенко (2 мин. 22 сек., 75 верст в час) и последним оказался «Некарсульм» предпринимателя Карпа Зергеля (3 мин. 7 сек., 58 верст в час).
Так что уже в дореволюционную пору этот мост стал заметным ориентиром и своеобразной достопримечательностью.
Мельничный замокСледующей точкой нашего маршрута стала заброшенная мукомольная мельница, хозяевами которой являлись известные армавирские предприниматели Сергей Зайцев и Федор Кандидатов. Это предприятие открылось на исходе первого десятилетия ХХ века, у единственной в округе шоссейной дороги, ведущей от прочноокопского моста в Армавир.
Чтобы попасть в неё, возвращаемся к началу насыпи моста. Недалеко на ул. Баррикадной находится двухэтажное здание памятника промышленной архитектуры начала прошлого века. Вы его ни с чем не перепутаете по его размаху и стати. К сожалению, мельница с каждым годом всё сильнее разрушается. Территория находится в частном владении и что будет с ней в грядущем, неизвестно…
С дороги рассматривая верхний этаж постройки, любуюсь готическими элементами в её архитектурном облике. Заострённые ниши в верхней части стен, декоративные аттические тумбы, словно пинакли, увенчанные металлическими фиалами, и арочные высокие оконные проёмы… Кажется, вот-вот из-за стены выглянет горгулья. Но этого не происходит, и первое впечатление по мере приближения к мельнице сменяется новым. Присматриваюсь к кирпичным стенам розовато-бирюзового цвета, с проступающей местами терракотой. И средневековый замок в моём воображении превращается в пряничный богато украшенный терем. Но и эта иллюзия быстро растаяла… Как только мы подошли к зияющему чернотой входу с выломанными досками, поваленными на землю.
У ворот сохранилась табличка с выцветшей от времени надписью: «Шире размах соревнования за коммунистический труд!»
Решаем войти внутрь здания. В помещениях пахнет сырым деревом, так как аутентичные ящички, производственные конструкции, напоминающие циклопические ходули, и даже перекладины под потолком из дерева еще уцелели. Как последние экспонаты печальной инсталляции. Бетонные бесформенные обломки повисли на арматуре словно елочные украшения в стиле индастриал.
Выхожу в соседнее просторное помещение, где из оконного проёма прямо посередине растёт дерево. В маленькой комнате рядом, вероятно, находилась кладовка. В ней такой знакомый запах… Когда заходишь в сени жилого дома, а там что-то хранят. Ну потому, что холодно в них. Словно тут припасены солёные огурцы в кадках, или квашеная капуста, или кусочек сала.
Во внутреннем дворе идём по мягкому ковру из зелёного мха, двигаясь по направлению к машинному отделению. Перед одноэтажной постройкой, где и находилось, вероятнее всего, мельничное оборудование, расположен пожарный водоём. Сейчас в него то ли ветром, то ли человеческим разумением снесены молодые деревца, ветки, кустарники…
Как ранее писал «АС», в свое время владелец мельницы Сергей Зайцев закупил новейшее оборудование, на котором мололи так называемую нулевку. Мука этого помола очень мелкая и хорошо подходит для выпечки. В Италии такой помол считается «золотым стандартом».
А теперь по прошествии времени предприятие, ставшее визитной карточкой Красной Поляны, разрушается.
Наводнение 2002 года предрешило судьбу как моста, сметённого тогда, так и мельницы. Местные рассказывают, что в тот злосчастный год затопило оборудование, и убытки, нанесённые стихией, руководство посчитало невосполнимыми.
Не знаю, возможно ли? Но я всё ещё надеюсь, что здание удастся восстановить. Хотя бы как музей. Как дань памяти.
Модерн в ограде аэродромаПосле исследования территории у старинной мельницы по ул. Баррикадной возвращаемся к ул. Армавирской и поворачиваем направо. Движемся по Армавирской, а потом поворачиваем налево на ул. Красина. По ней едем до оградки аэродрома, где находятся решетки дома Богарсуковых.
Наверное, каждый коренной армавирец этот дом знает. Он расположен на углу ул. Кирова, 43 и Комсомольской, 133. Ныне в нём работает Армавирский машиностроительный техникум.
Это здание, возведенное накануне Первой мировой войны, было одним из самых значительных сооружений в Армавире. Его высота доходила до 26 м, но главной отличительной особенностью являлись висячие балконы-галереи на уровне 2-го и 3-го этажей.
— Выполненные в стилистике модерна большие балконные решетки отражали разнообразные растительные мотивы. В причудливом декоре художественного металла можно было увидеть распустившиеся цветы и листья, изогнутые стебли, ветви и вьющиеся лианы. Два яруса галерей соединялись рядом из нескольких десятков изящных железных колонн в виде тонких и стройных стволов деревьев. В целом при взгляде на дом купцов Богарсуковых создавалось потрясающее впечатление висячих садов, расцветших на фоне серых каменных стен, — рассказывает историк Сергей Ктиторов.
В период Великой Отечественной войны здание сильно пострадало, а решетки, уцелевшие в аду фашистских бомбардировок, сохранились… Невероятно, но факт – часть из них сейчас используется в ограде аэродрома в хуторе Красная Поляна.
И вот здесь к ним можно близко подойти и рассмотреть их, сравнив с монохромными снимками из недалекого прошлого. Ныне, покрытые белой и синей краской, они ограждают и новенькую детскую площадку рядом со взлётной полосой. Плавные линии как на работах театрального художника Альфонса Мухи навевают ассоциации с оформлением лестничного схода в парижскую станцию метро «Аббес».
Решетки предваряют вход на территорию аэродрома: за ними на бетонных постаментах стоят сваи сетчатого забора и ворот, на которых указан телефон автономной некоммерческой организации «Спортивный клуб «Полет». Если позвонить по нему и договориться об экскурсии, увидите и сам аэродром. И, кстати, бесплатно.
Генеральный директор организации Игорь Остапенко рассказал нам, что хотел бы возродить интерес людей к авиации общего назначения. А после победы России в СВО мечтает организовывать здесь авиаслёты для детей и взрослых.
— Представляете энтузиазм ребятишек, которым предложили не только посмотреть самолёт, а еще и в кабине посидеть, — рассуждает Игорь Остапенко.
А что можно увидеть сейчас?
На территории аэродрома стоят три самолёта в качестве музейных экспонатов. У выпускников летного училища есть добрая традиция — сфотографироваться возле них. А неподалёку строят ангар, чтобы принимать в гости пилотов из других городов. Справа от него находится вертолетная площадка с ночной подсветкой. Как сообщил встретивший нас сотрудник аэродрома, единственная в радиусе 200 км.
— Она построена по федеральным авиационным правилам, — говорит нам экскурсовод. — Жаль, что вы приехали в светлое время суток, я бы вам показал как она светится зелеными огнями.
— А почему именно зелеными? — спрашиваю я.
— Чтобы место посадки ни с чем не перепутали, — отвечает он.
В 2025 году руководство достроит ангар, а потом можно и взлетно-посадочную полосу с ночной подсветкой сделать, делится позитивный, явно любящий свою работу гид.
— Это новшество привлекло бы туристов на ночные экскурсионные полеты. Увидеть, как Армавир сияет всеми огнями, думаю, захотят многие.
Обелиск «6680»Посетив Красную Поляну, нужно обязательно приехать к мемориалу. Место это знаковое. Мемориальный комплекс открыт 7 мая 2015 года к 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. У подножия обелиска на гранитной табличке написано, что здесь покоится прах 6680 мирных жителей, замученных фашистами в период немецкой оккупации.
Проехать к нему следует так — от ул. Красина возвращаемся на ул. Армавирскую и по ней едем в сторону Новокубанска. У западной границы Красной Поляны стоит знак-указатель дороги к мемориалу. С ул. Армавирской поворачиваем у этого знака налево. Дорога идет по полю, между заборов садов и виноградников. На высокой террасе расположен памятник.
К нему ведет анфилада лестничных маршей, справа и слева от которых обозначены годы и месяцы начала и конца оккупации Армавира. Ниже надпись: «Склони голову в память о невинных жертвах войны».
Сегодня здесь, как почти всегда, очень тихо, и все запахи как-то чётче улавливаются. В воздухе разливается аромат хвои, это от сосен, высящихся за обелиском, а у его подножия рассыпался звёздами плодов Хеномелес. Грозди маленькой айвы лежат на мокрой траве, источая дивное кисло-сладкое благоухание.
Гендиректор питомника «Декоративные культуры имени Н.С. Плохова» Сергей Костюк рассказал нам, что хеномелес, или айву японскую в Армавире практически нигде не использовали с целью озеленения.
— У мемориала я хотел высадить что-то весеннецветущее, яркое, — поделился Сергей Костюк. — И выбрал этот эффектный кустарник. А в этом году, благодаря теплой погоде, он дал много урожая.
После знакомства с местностью у обелиска рекомендую вам подняться вверх, и зайдя за «спину» памятника, пройти около 200 метров влево по посадке. Там вы встретите ЖБОТ — железобетонная огневая точка — времен Великой Отечественной.
Декан исторического факультета, доктор исторических наук Юрий Приймак сообщил, что в окрестностях обелиска находятся четыре ЖБОТа. Их возводили в конце июля — начале августа 1942 года. Тот, что предлагаем посетить мы, представляет собой П-образный пулеметный колпак из железобетона.
— У него сектор обстрела фланкирующий, — говорит Юрий Приймак, — его внутренняя часть выложена булыжником, как и внешняя. Камни крупных фракций плотно укладывались близко друг к другу на внутренней поверхности земляных валов и для большей прочности скреплялись цементной стяжкой. Это фортификационное нововведение является отличительной особенностью укреплений, находившихся на армавирской линии обороны в августе 1942 г.
Ближайший ЖБОТ, если захотите посмотреть, находится за «спиной» мемориала на небольшом кургане. Придётся пройти метров 200 от памятника по полю.
Наше маленькое путешествие подошло к концу. И мы надеемся, что предложенные локации помогли вам с новой стороны узнать пригород Армавира и захотеть исследовать его уже самостоятельно.
Фото, видео Александра Ковязина / АС
Ольга БелолипецкаяПоследние новости
В море нашли крупные и мелкие пятна нефтепродуктов: в акватории Анапы усилили работу по уборке мазута
В море нашли крупные и мелкие пятна нефтепродуктов: в акватории Анапы усилили работу по уборке мазута.
Очередь перед Крымским мостом уменьшилась до 230 машин
Все эти автомобили находятся в Керчи Фото: пресс-служба Минтранса Краснодарского края По состоянию на 18.00 вторника, 7 января, в очереди перед Крымским мостом стояли 230 автомобилей.
На борту самолета Сочи-Ташкент пьяный мужчина приставал к бортпроводнице
В Ташкенте суд наказал мужчину за приставания к бортпроводнице В Ташкенте суд принял решение по делу 40-летнего мужчины, который, будучи пьяным, приставал к бортпроводнице авиакомпании Uzbekistan Airways.
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения