Кому доверить сервисное обслуживание и ремонт банкоматов?
Одним из важных условий нормального функционирования банковской сети самообслуживания является поддержание банкоматов в рабочем состоянии. Кроме того, это влияет на лояльность постоянных клиентов к банку. Поэтому необходимо выбирать надежные компании для сервисного обслуживания банкоматов, чтобы избежать несоблюдения договорных обязательств. Как сделать правильный выбор?
Сегодня на рынке ремонта и сервисного обслуживания банкоматов представлено множество компаний. Эта отдельная сфера бизнеса начала активно развиваться примерно семь лет назад, когда кредитные учреждения перестали заниматься самостоятельным обслуживанием банкоматов и начали передавать его на аутсорсинг.
На российском рынке банкоматов, монополизированном производителями оборудования, появился специализированный сегмент, занимающийся исключительно ремонтом и сервисным обслуживанием. Это позволило повысить профессиональный уровень специалистов и улучшить качество услуг. Сервисные компании смогли лучше удовлетворять потребности банков, предлагая более гибкие пакеты обслуживания, чем моновендорные компании, производящие банковское оборудование.
Однако, российский рынок банкоматов отличается большей закрытостью и монополизацией по сравнению с западным. Около 5% российских банков передают обслуживание банкоматов на аутсорсинг при незначительных поломках, тогда как в Европе эту практику применяют 8 из 10 банков. При серьезных поломках, с заменой запчастей, в России уровень аутсорсинга выше и составляет около 75%, в то время как в Европе этот показатель близок к 100%.
Каждый четвертый или пятый российский банк продолжает осуществлять ремонт и поддержку банкоматов своими силами. Это можно объяснить не только географической удаленностью от сервисных компаний, но и низкой плотностью банковской сети самообслуживания, которая значительно неравномерна в России. Некоторые региональные банки вынуждены содержать у себя в штате инженеров для ремонта и поддержки банкоматов.
Несмотря на это, некоторые сервисные компании идут на увеличение филиальной сети, чтобы покрыть даже самые отдаленные уголки страны. Это пополняет список преимуществ потенциальных клиентов и позволяет конкурировать на рынке.
«Hendz holding» - это мультивендорная компания, предоставляющая свои сервисы в 700 городах и имеющая сеть из 16 000 банкоматов. Она осуществляет комплексное управление техническим состоянием сети терминалов, работая на основе аутсорсинга. Кроме того, компания проводит обучение для сервисных и инкассационных специалистов, оценивает проекты в предпродажном порядке и поставляет как российское, так и зарубежное банковское оборудование.
Группа компаний «Ланит», основной специализацией которой является разработка информационных решений для банкоматов, представила свои услуги. Холдинговая компания разрабатывает системы удаленного мониторинга технического состояния терминальной сети, программно-аппаратные решения для банкоматов и прочие информационные программы.
Компания предлагает дополнительные услуги по созданию сценариев, эталонных образов и сборок для банкоматов, а также поддержку EMV-сертификации в системах VISA и Mastercard. Кроме того, подразделение «ЛАН АТМ сервис» занимается продажей и сервисным обслуживанием банкоматов, которые могут быть предоставлены в аренду для тестов, а также сданы в аренду в собственных системах мониторинга.
Главным направлением деятельности компании является не продажа и обслуживание банкоматов и терминалов, а именно разработка программного обеспечения для них.
Одна из старейших моновендорных компаний Америки – NCR – начинала свой путь с первого в мире механического кассового аппарата. Сегодня, после более чем 120-летней истории, компания выпускает и реализует каждый год более 50 000 банкоматов по всему миру. Еще 30 000 банкоматов NCR установлены во всех крупнейших банках России. Компания не только продает банкоматы и терминалы самообслуживания, но и участвует в их техническом сервисном обслуживании, а также разработке программного обеспечения для банков. Среди ее партнеров - группа компаний «БТЕ» и ЛАН АТМ Сервис.
Немецкая компания "Wincor Nixdorf" является ведущим европейским производителем и обслуживающей компанией банковских терминалов, занимая второе место в мире. Основное производство банкоматов расположено в Германии, а в России компания имеет свое представительство, которое занимается продажей банковского оборудования через розничную сеть и его сервисным обслуживанием.
"Wincor Nixdorf" гарантирует наличие 64 сервисных центров по всей России и 36 региональных складов с запасными частями. Кроме того, компания предлагает услуги сервисного мониторинга терминалов, который позволяет контролировать их техническое состояние и управлять наличностью.
Компания «BS&S» была основана инженерами и сервисными специалистами, которые ранее работали в различных банках по своей прямой специальности. Одним из ключевых принципов компании является внедрение стандартов обслуживания и контроль качества своих услуг. В настоящее время компания представлена в 7 федеральных округах и обслуживает около 20 тысяч банкоматов. BS&S гордится своей репутацией и стремится удовлетворить потребности своих клиентов.
Компания «БТЕ», основанная в 2007 году, специализируется на ремонте и техническом обслуживании банкоматов от различных производителей, включая NCR, Diebold, Wincor Nixdorf и Nautilus. С течением времени «БТЕ» расширила свой спектр услуг и развилась в группу компаний, которая работает в различных областях, таких как сервисная поддержка банковского и небанковского оборудования, продажа и доставка банкоматов и другого оборудования для банков, обеспечение комплексной безопасности, включая укрепление банкоматов, поставки программных решений для банковских сетей самообслуживания, дизайн и модернизация банкоматов.
«БТЕ» обслуживает клиентов на всей территории России, располагая собственными сервисными центрами во всех административных центрах страны, где находятся склады запасных частей. Компания имеет собственных сервисных специалистов, но также пользуется услугами партнеров, которые обслуживают только 20% всех клиентов, преимущественно на Дальнем Востоке.
Важной особенностью сервиса «БТЕ» является использование «банкоматов-доноров» в региональных сервисных центрах, что позволяет быстро находить любые дефицитные запчасти и заменять их в течение суток. Компания предлагает обслуживание в форматах FLM и SLM, а также индивидуальные пакеты услуг, адаптируемые под различные потребности.
Выбор сервиса для банкоматов: как сделать правильный выбор
Как показывает обзор рынка, на нем можно выделить две основные категории игроков, занимающихся ремонтом и техническим обслуживанием банковского оборудования. Первая категория - фирмы-производители банкоматов, которые обслуживают только свою технику, а вторая категория - мультивендорные компании, работающие с разными видами терминалов.
Так какие же плюсы и минусы есть у каждой категории? Если банк выберет терминалы только одного производителя, следует проводить обслуживание именно в этой компании, чтобы иметь доступ к постоянно наличным запасным частям и расходным материалам. Однако нужно учитывать, что производитель банкоматов скорее всего будет обращаться за помощью к сторонним мультивендорным сервисным компаниям. Это означает, что банк все равно будет заключать договор с мультивендорными фирмами, что усложнит взаимоотношения и документооборот.
Выбирая мультивендорную компанию, банк получает возможность обслуживать все виды банковского оборудования на более гибких условиях, чем у моновендорных фирм. Но стоит учитывать, что все мультивендорные сервисные компании отличаются друг от друга, и их выбор надо осуществлять основываясь на ряде критериев.
Вот основные характеристики, которые нужно учитывать при выборе мультивендорной компании:
- региональное охватывание;
- качество и наличие собственных сервисных специалистов, а не только из партнерских сетей;
- наличие склада запасных частей;
- скорость ремонта с момента поломки;
- возможность индивидуального подхода к набору и типу услуг.
Все эти параметры можно запросить у компании, занимающейся ремонтом и обслуживанием банкоматов. Составление сводной таблицы из этих параметров, а также определение цен на конкретные виды услуг помогут выбрать наиболее подходящую компанию для обслуживания банковского оборудования.
Фото: freepik.com