Исследование рынка: как проводится и сколько стоит?
Некоторые компании и предприниматели предпочитают доверять своей удаче, однако это не гарантирует успешного развития бизнеса. А вот наличие опыта и правильно проведенных расчетов всегда могут приносить пользу. Именно в эпоху информационного развития возможно воспользоваться знаниями других участников торгово-рыночных отношений как в России, так и в мире. Проведение маркетингового исследования позволит получить ответы на важнейшие вопросы, с которыми сталкивается предприниматель или компания, и разработать оптимальную стратегию развития бренда или организации в целом.
Анализ рынка: цели и виды
В современном бизнесе комплексный анализ является необходимостью.Данный анализ включает в себя изучение структуры рынка, свободных ниш и сегментов, информации о конкурентах и потребителях, спроса на товары и услуги и их цен, а также оценку возможных рисков. Поэтому для правильного составления плана анализа рынка, выбора метода и использования эффективных инструментов, важно определить цели исследования.
Для того, чтобы начать маркетинговый анализ рынка, необходимо определить его цели. В зависимости от цели анализа устанавливается его предмет. Например, если нужно проанализировать емкость, конъюнктуру и дать оценку актуальным и будущим тенденциям рынка, необходимо изучить его структуру. Для оценки развития рынка и выявления рыночной доли товара/услуг предприятия в сегменте, проводится предметный анализ товара/услуг. Анализ рыночных сегментов на предмет незанятых ниш помогает отыскать новые источники продаж. Комплексное изучение целевого сегмента позволяет определить его привлекательность и сделать правильный выбор целевого рынка. Изучение потребителя помогает выявить ключевые потребности рынка, провести анализ спроса на продукцию, а также определить требования целевой аудитории. Чтобы понять действующую структуру цен в отрасли и выполнить ценовое позиционирование конкурентов, можно произвести экономическое исследование рынка. Конкурентов необходимо исследовать для понимания общей картины, выявления преимуществ и уязвимых мест компаний, а также разработки собственных конкурентных преимуществ.
Также важно понимать различия между сферами бизнеса, которые имеют свои отличительные особенности. B2B («бизнес для бизнеса») – характерен для таких сфер, как машиностроение, реклама, кадровые агентства, деревообработка, химическая промышленность. Потребителями являются другие компании. B2C («бизнес для конечного потребителя») – это продажа товаров и услуг физлицам для личного и семейного пользования. B2G («бизнес для государства») – маркетинговые отношения между бизнесом и государством. C2C («потребитель потребителю») – это продажа товаров и услуг между физическими лицами.
В каждой сфере применяется своя модель продаж, поэтому и исследование рынка будет направлено на поиск ответов на различные вопросы. Например, как заинтересовать большое количество потребителей или как заинтересовать конкретного заказчика, как найти дополнительные точки сбыта и многое другое.
После того, как были определены цели анализа рынка, можно приступать к подготовке его плана. Для этого используются различные методы, такие как опросы, интервью и/или фокус-группы. Наиболее комплексный анализ рынка состоит из десяти этапов, включающих исследование объемов рынка, конкурентный анализ, оценку цен и экономический анализ рынка, изучение способов продвижения продукта на рынке и многие другие.
Однако не всегда требуется подробный анализ. Иногда необходимо просто оценить общее состояние рынка или создать краткий срез по одному-двум пунктам.
Анализ рынка — это важный этап для любой компании. Чтобы собрать необходимую информацию, необходимо выбрать методы исследования рынка и инструменты для его проведения. В этом помогут различные методы анализа рынка, которые можно условно разделить на три категории: количественные, качественные и смешанные.
Количественные методы исследований позволяют собрать все данные, которые можно посчитать и сравнить, например, результаты опросов. Они наиболее объективны и позволяют понять мнение потребителя об изменении ассортимента, повышении цен, качестве товаров и услуг, а также помогают при составлении различных прогнозов и статистики.
Качественные методы дают информацию, которую невозможно подсчитать, но которая также должна учитываться при разработке стратегии развития бизнеса. Речь идет, например, об инсайдах в поведенческих факторах целевой аудитории, мнении аналитиков и конкурентов. Они являются субъективными, но могут быть очень полезными в работе.
Смешанные методы комбинируют преимущества количественных и качественных методов. К таким методам относят, например, холл-тесты, домашнее тестирование и наблюдение.
Чтобы собрать данные, можно использовать такие методы, как глубинные и экспертные интервью, фокус-группы, опросы, наблюдение и кабинетное исследование. Также для изучения рынка существует бенчмаркинг.
Когда данные собраны, можно приступать к их анализу и структурированию. Для этого используются различные инструменты, включая расчет индексов и показателей, SWOT-анализ, PESTLE-анализ и анализ по модели «Пять сил» Портера. Результаты анализа рынка позволяют сформировать эффективную стратегию развития бизнеса, если они покрывают поставленные цели.
Стоимость исследования рынка заложена в расходы бизнеса на повышение спроса и продаж, а также на предотвращение возможных угроз. В этой статье мы расскажем о различных методах сбора и анализа информации, которые влияют на окончательную стоимость маркетингового анализа.
В первую очередь, цена на исследование зависит от выбранного метода сбора информации. Ценовой диапазон для проведения опроса составляет от 40 000 рублей до нескольких миллионов, в зависимости от используемого метода опроса, количества вопросов в анкете и критериев отбора аудитории. Онлайн-опросы, как правило, дешевле личных, которые считаются одним из самых затратных методов получения данных. Наиболее дорогой метод – это "холл-тест", который предполагает коммуникацию с целевой аудиторией в специально отведенном помещении и/или непосредственно после тестирования респондентом товара или услуги. Цена на проведение холл-теста начинается от 180 000 рублей.
Для получения полной картины предпочтительно использовать несколько методов сбора информации. К опросу можно добавить фокус-группу, цена на которую начинается от 40 000 рублей, экспертное интервью, которое обойдется в 6000 рублей, или глубинное интервью за 3300 рублей.
Анализ данных, безусловно, также оплачивается отдельно. Краткий отчет-презентация в маркетинговой компании за 20 000 рублей могут предоставить, а полный отчет обойдется в 30 000 рублей. Сжатая информация в виде аналитической записки будет стоить порядка 9000 рублей.
Однако, некоторые маркетинговые компании могут предложить малому бизнесу более выгодные пакеты услуг, включающие в себя все статьи расходов. Например, обзор рынка около 60 000 рублей: здесь входит оценка емкости рынка, определение его тенденций и конъюнктуры, сегментирование клиентов, а также изучение их финансовых возможностей, выявление потребительских критериев, расчет отдачи от инвестиций при выходе на рынок и разработка стратегий развития ассортимента компании. Конкурентный анализ обойдется в 55 000 рублей, а потребительский в 45 000 рублей.
Помните, что любые затраты на грамотно проведенное исследование быстро окупятся, если вы планируете использовать полученные в ходе анализа данные и строго следовать разработанной профессионалами стратегии. Цены на маркетинговый анализ могут быть высокими, но только профессиональный анализ может избавить бизнес от потенциальных угроз и принести прибыль. Убедитесь, что выбранная компания предоставляет качественные услуги, а стоимость маркетингового анализа отвечает вашим ожиданиям.
Фото: freepik.com