Как открыть бизнес по франшизе?
Открыв собственное дело, вы можете обеспечить себе финансовую независимость, проявить свои управленческие таланты и получить выгодное вложение средств. Однако начинать бизнес с нуля довольно сложно и затратно. Здесь на помощь может прийти франшиза. Она позволяет купить готовый бизнес по уже известному бренду, что намного проще и дешевле, чем создавать свой бренд.
Франшиза позволяет покупателю (франчайзи) не только использовать известный бренд, но и получить поддержку от продавца франшизы (франчайзера). Это включает в себя технологии, производственные принципы, бизнес-план, маркетинговые разработки, контакты поставщиков и условия работы с ними. Франчайзер также берет на себя все труды по продвижению и рекламе. Основной принцип франчайзинга заключается в том, что крупная компания предоставляет частному предпринимателю возможность открыть бизнес под вывеской разрекламированного бренда.
Готовый бизнес по франшизе является одним из самых надежных вариантов открытия собственного дела. Больше 80% франчайзинговых компаний продолжают существовать даже через 10 лет после открытия. В то время как самостоятельные неопытные бизнесмены в среднем терпят неудачу после 10 лет существования в 85% случаев. Это делает франшизу более привлекательной для начинающих предпринимателей.
Заметки на полях
Введение франчайзинга в бизнес практику было довольно давно. Ведь еще в 1851 году Исаак Зингер и корпорация General Motors использовали эту возможность для развития своего бизнеса. Что же такое франчайзинг? Это схема бизнеса, в которой владелец фирмы (франчайзер) предоставляет право другим фирмам (франчайзи) использовать свой бренд, товары и процессы производства.
Одним из первых воспользовался схемой франчайзинга Исаак Зингер. В 1851 году он начал продавать партнерам право на использование своего бренда в качестве дилеров. Так, он успешно расширил географию продаж и увеличил объемы производства.
Корпорация General Motors тоже применила эту модель в своем бизнесе. Они передали исключительные права по сбыту своей продукции дилерской фирме. Это дало возможность не только увеличить продажи, но и освободиться от непроизводительных задач, связанных с реализацией товаров.
Сегодня франчайзинг – широко распространенная практика в мира бизнеса. Она позволяет компаниям масштабировать бизнес, привлекать новых клиентов и дилеров, расширять географию продаж.
Взаимодействие с франчайзером: постановка задачи
После того, как франчайзи открывает свое предприятие, он начинает сотрудничать с франчайзером. Это сотрудничество не ограничивается только регулярными выплатами роялти. Компания-продавец активно участвует в жизни и развитии нового предприятия, организовывая маркетинговую поддержку и при необходимости обучение нового персонала, а также занимаясь разработкой акций, стимулирующих продажи, таких как распродажи и специальные предложения. Франчайзер также предоставляет консультации байеров для закупок именно тех товаров, которые будут пользоваться спросом в розничных точках. Не менее важно то, что франчайзи всегда может рассчитывать на регулярное сотрудничество с франчайзером в области закупок и доставки товара.
Окупаемость франшизы
Основными факторами, определяющими окупаемость франшизы, являются многие факторы, включая срок окупаемости, который в общем случае меньше, чем время до получения устойчивой прибыли компанией, созданной с нуля. По данным экономистов, в среднем срок окупаемости готового бизнеса составляет от двух до семи лет. При этом прибыль предприятия, работающего по франшизе, стабильнее, поскольку франчайзи в некоторой мере застрахован от тех сложностей, которые ожидают каждого начинающего бизнесмена.
Готовый бизнес по франшизе: плюсы и минусы
Открытие бизнеса по франшизе может быть выгодным решением, но прежде чем вкладывать деньги в эту схему, необходимо изучить все ее преимущества и недостатки.
Плюсы:
- Простота системы. Подготовленный бизнес по франшизе отлично подходит тем, кто не имеет опыта в предпринимательстве. Поскольку все схемы разработаны профессионалами и были проверены многократно, франчайзи не будет проходить через этапы учения на собственных ошибках.
- Известный бренд. Развитие торговой марки требует огромных затрат: иногда потребуется много лет, чтобы потребитель узнал бренд и начал ему доверять. Бизнес по франшизе предполагает использование уже известного имени, выигравшего доверие покупателей.
- Поддержка бизнеса. Франчайзи может рассчитывать на помощь франчайзера, который, как правило, предоставляет полную информацию по всем вопросам успешного ведения дел, включая организацию поставок, обслуживание, маркетинг и продвижение.
- Преимущества при кредитовании. Представители известных марок имеют больше шансов на получение кредитов, чем обычные индивидуальные предприниматели. Владелец франшизы может выступить гарантом при получении кредита.
Минусы:
- Зависимость от франчайзера. У франчайзи меньше свободы выбора, чем у самостоятельных предпринимателей. Курс развития определяется владельцем бренда, который определяет и благосостояние франчайзера. В случае неудач франчайзера этот факт неминуемо отразится на всех поклонниках франшизы. Но в хорошие времена франчайзи могут разделять с владельцем бренда финансовый успех.
- Выплаты. Покупатель бизнес-модели должен произвести два вида платежей: начальный паушальный взнос при подписании договора франчайзинга, а также выплаты роялти. Паушальный взнос составляет около 10% от общих инвестиций в зависимости от известности бренда и объема информации, передаваемой покупателю. Ежемесячный роялти обычно составляет около 6-7% от оборота компании-франчайзи и включает плату за маркетинговую кампанию.
- Обязательства. Новый партнер франчайзера обязан точно следовать условиям, предоставляемым брендом. Несоблюдение необходимого уровня сервиса может заставить франчайзера закрыть свой бизнес.
На сегодняшний день, согласно отчету Международной ассоциации франчайзинга, в мире насчитывается свыше 16,5 тысячи франчайзеров, при этом количество франчайзи перевалило за отметку в 1,2 миллиона. Некоторые крупные компании могут похвастаться наличием более 1000 партнеров-франчайзи в своем кармане, по данным портала "Русский Франчайзинг" (https://rusfranch.ru/).
Начинаем делать бизнес по франшизе: с чего начать?
Одним из самых важных шагов во время выбора бизнеса по франшизе является определение области деятельности. Эксперты в этой области настоятельно рекомендуют выбирать нишу, где у вас есть знания и интересы, особенно если вы начинаете свое первое предприятие. Например, если вы никогда не работали с компьютерами, не стоит выбирать франшизу в магазине компьютерной техники. Если вы следите за трендами моды, выбирайте франшизы в области одежды и аксессуаров. Если вы заинтересованы в экономике, выберите франшизы кредитных организаций, чтобы использовать свои знания.
Кроме того, если речь идет о бизнесе по франшизе, обязательно следует учитывать финансовые возможности. Все франшизы имеют разную стоимость, и некоторые из них требуют большого финансового вложения. Например, франшизы ресторанов, отелей, гипермаркетов и фитнес-центров являются самыми дорогими, в то время как розничные магазины могут быть заметно дешевле. Перед тем, как выбрать конкретное направление, обязательно оцените свои финансовые возможности и возможный доход от бизнеса.
Ищем средства для открытия бизнеса по франшизе
Существует несколько способов купить бизнес по франшизе. Самый ожидаемый - использование личных сбережений. Но у всех не найдется таких денежных средств на первоначальный взнос. Поэтому многие предприниматели выбирают вариант взять банковский кредит. Также существует другой вариант. Компания, предоставившая франшизу, может выступить в качестве инвестора. Но это возможно только в случае, если потенциальный франчайзи уже является сотрудником компании и фирма практикует такую схему отношений с персоналом. Один из сотрудников может быть предложен на должность директора филиала и, в конечном итоге, стать его владельцем.
Если этот вариант не подходит, можно рассмотреть возможность привлечения стороннего инвестора. Простая покупка франшизы уже повышает шансы на успех: инвесторы предпочтут вкладывать средства в успешный бренд, чем в стартап, которому никто не дает гарантий.
Франшиза - выбор для тех, кто уже определился с бизнес-направлением и ищет готовое решение для старта собственного дела. Но не все франшизы одинаково выгодны, и перед покупкой необходимо проанализировать не только само предложение, но и компанию-франчайзер.
Первое, на что стоит обратить внимание, - это размер широкой сети успешных предприятий, работающих по выбранной франшизе. Если множество точек продаж процветает, можно считать, что у компании есть будущее.
Также стоит обратить внимание на срок работы организации-франчайзера. Идеальный вариант - это давно окупившееся предприятие, которое уже зарекомендовало себя на рынке.
Поддержка франчайзи - еще один важный момент, на который необходимо обратить внимание. Перед покупкой необходимо узнать, какую именно помощь компания готова предоставить, и проверить наличие всех мер поддержки в договоре.
Серьезные компании предлагают своим франчайзи разработку бизнес-плана и оценку эффективности проекта. Компании-однодневки, напротив, не предоставляют никаких цифр и упирают только на предполагаемую выгоду.
Нельзя забывать, что несмотря на все признаки успешной франшизы, гарантий нет. Потенциальный франчайзи также должен изучить рынок, он собирается занять: есть ли спрос на выбранные товары и услуги, сколько конкурентов, уровень их сервиса и расценки. И только после тщательного анализа можно принимать решение.
Какие шаги следует предпринять, чтобы реализовать выбранную франшизу? Давайте рассмотрим несколько важных этапов, которые необходимо пройти перед открытием предприятия.
Во-первых, необходимо оформить все необходимые документы. Это включает в себя соглашение о франшизе, договор аренды помещения, договор на поставку продукции и другие юридические документы.
Во-вторых, необходимо осуществить все необходимые работ по ремонту и обустройству помещения. Разработать дизайн интерьера, оборудовать кухню и зал для клиентов, приобрести мебель и оборудование.
Кроме того, необходимо решить вопрос с подбором персонала. Нужно найти профессионалов, которые смогут обеспечить высокое качество обслуживания и выпускаемой продукции.
Наконец, не менее важно провести рекламную кампанию, чтобы привлечь клиентов к открывающемуся предприятию. Ведь даже самая успешная франшиза не сможет привлечь клиентов без хорошо организованной рекламной кампании.
Итак, преодоление этих этапов является важным условием для успешного открытия предприятия. Если все будет сделано грамотно и профессионально, то выбранная франшиза обязательно принесет прибыль и станет успешным бизнесом.
Как известно, франчайзеры, которые стремятся к долгосрочному сотрудничеству, предоставляют своим партнерам по франшизе бизнес-план, который включает:
- прогноз продаж и прибыли,
- затраты на организацию сбыта товаров и накладные расходы,
- смету требуемых капиталовложений.
Однако, такой стандартный бизнес-план нуждается в некоторых улучшениях, потому что условия значительно отличаются от города к городу и от места к месту.
Перед арендой и ремонтом помещения необходимо установить требования франчайзера к выбору торговой точки, такие как площадь, расположение и дизайн помещения, а также состав персонала и другие детали. Некоторые компании-франчайзеры могут помочь в выборе помещения и в переговорах с арендодателем, а также предоставить дизайн-проект. Более серьезные компании могут организовать обучение персонала, предложить услуги мерчендайзеров и даже организовать торжественное открытие точки.
Фото: freepik.com