КАК РАСПОЗНАТЬ ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ПРИСТРАСТИЯ
Подростковый возраст является переходным от детства к взрослости, часто его называют переломным или кризисным.
Подростковый возраст является переходным от детства к взрослости, часто его называют переломным или кризисным. Взрослея, ребенок меняется не только внешне, но и, в первую очередь, внутренне. О том, как распознать первые признаки наркозависимости, рассказала заместитель по клинико-экспертной работе главного врача Наркологического диспансера Министерства здравоохранения Краснодарского края Галина Юсифова-Антонова.
- Галина Юрьевна, почему считается, что подростки наиболее подвержены пристрастию к наркотикам?
- Существует мнение о кризисе в этом возрасте. Но его наличие зависит от отношений подростка со средой и взрослыми. Ему важно чувствовать свою значимость. Он не считает себя ребенком, но и взрослые не принимают его как равного. Эти отношения и являются причиной кризиса переходного возраста. Поэтому быть или не быть «кризису» в подростковом периоде, во многом зависит от социальных факторов, от отношения взрослого к подростку.
Особенности подросткового возраста могут подтолкнуть несовершеннолетнего к употреблению чего-либо запрещенного. Первые пробы могут происходить из любопытства, желания испытать на себе новые ощущения, желания получить признание в определенной компании, стремления к копированию внешних признаков взрослости.
Также существуют индивидуальные особенности подростков, которые могут повлечь за собой употребление психоактивных веществ (ПАВ), к ним относят: пониженная стрессоустойчивость, неумение справляться с неприятностями, склонность к депрессиям, повышенная тревожность.
Эти описанные особенности личности, особенно в сочетании с неблагоприятными отношениями с родителями и педагогами, увеличивают риск не только первых проб алкоголя, сигарет или иных ПАВ, но и последующего злоупотребления. Недостаток доверительных внутрисемейных отношений, неудовлетворение базовых потребностей подростка могут заставить его искать «утешения» в компании сверстников.
- Что необходимо, чтобы избежать зависимости?
- В этом возрасте наблюдается направленность на себя, самоисследование, самоанализ. Подросток ищет свое место в новом для него мире. Особенностью этого периода является чувство взрослости, ребенку важно знать, что родители относятся к нему, как к взрослому. Ему сложно принимать контроль и опеку, иначе он будет выдавать агрессивные эмоциональные реакции.
Его ведущей деятельностью становится общение со сверстниками. Авторитет родителей временно уходит на второй план.
Для подростка очень важно иметь друзей среди сверстников и быть принятым компанией. Это естественные потребности, которые очень важно удовлетворять.
- Что должно насторожить в его поведении?
- Есть несколько факторов, на которые необходимо обратить внимание. Когда ребенок быстро теряет интерес к тому, что раньше его вызывало, при этом новые увлечения не появляются. Он меньше времени проводит со сверстниками, или же в его окружении появились люди, которые не вызывают у вас доверия. Когда подросток не может объяснить, на что потратил деньги. В его речи могут проскальзывать слова, намекающие на интерес к ПАВ. Подросток переменчив в настроении, чрезмерно говорливый, добродушный либо же, наоборот, агрессивный. Поздно приходит домой, не отвечает на звонки, пропадает на длительное время, часто лжет либо недоговаривает. У него есть нарушения сна: поздно ложится, поздно встает, а также налицо снижение успеваемости, возможны прогулы учебных занятий, жалобы учителей на плохое поведение в школе. Подросток ведет односложные разговоры по телефону, дома старается уединиться, может внезапно уйти из дома. Должны насторожить родителей и неприятные, новые запахи, которые могут появиться в доме.
- А есть ли какие-то внешние признаки?
- Да, конечно. Это резкая потеря в весе, нездоровый, бледный цвет лица, непонятный блеск глаз, узкие или широкие «застывшие» зрачки; сухие, потрескавшиеся губы. А также наличие следов от инъекций на руках; частая беспричинная рвота; почесывания; отсутствие аппетита или необъяснимое переедание, повышенный интерес к сладостям; снижение интереса к самому себе; длительные пребывания в ванне, непонятные запахи от одежды или самого ребенка.
- Можно ли принять меры профилактики подросткового алкоголизма и наркомании?
- Да. И первая — это развитие тех черт характера, которые делают употребление ненужным и бессмысленным. Если человек умеет получать от жизни удовольствие, умеет уверенно общаться, справляться с неприятностями, решать проблемы, если он ставит себе определенные цели и активен в их достижении, то и потребности в алкоголе или наркотике у него не возникает.
Конечно, может случиться так, что ребенок попробует алкоголь или даже наркотик, но вероятность дальнейшего употребления значительно уменьшается.
Пример и установки родителей относительно употребления различных веществ также очень важны. Например, в семье может считаться, что алкоголь — незаменимое средство в праздник, от усталости, для аппетита, при простуде, в горе и в радости. Такие же представления складываются и у детей, причем задолго до первой пробы; подрастая, они начинают им следовать.
Не рекомендуется провоцировать ребенка на первую пробу, предлагая спиртное за праздничным столом. Многие родители надеются таким образом контролировать количество выпитого алкоголя и поведение ребенка. Однако сами дети часто воспринимают такое знакомство с алкоголем как снятие запрета, у них пропадает страх перед первой рюмкой, и расчет родителей на регламентированное семейное употребление не всегда оправдывается.
- Какие рекомендации родителям вы дадите, если их ребенок уже принимает психоактивные вещества?
- Первым делом важно оценить степень его вовлеченности в употреблении ПАВ. Если самостоятельно это сделать сложно, следует обратиться к специалистам для получения достоверной информации о возможностях ранней диагностики употребления ПАВ.
Постарайтесь выявить опыт проб ПАВ, частоту употребления и сделайте выводы о степени риска развития зависимости.
Расспросите подростка, что он знает о тех или иных веществах, о влиянии этих веществ на организм человека. Если его знания недостаточно достоверны или бедны, проинформируйте о негативных последствиях употребления ПАВ.
Старайтесь формировать у ребенка представления о здоровом образе жизни. Важно моделировать разные опасные ситуации, с которыми он может столкнуться, проговаривайте способы отказа от ПАВ в том случае, если кто-то предложит подростку что-либо попробовать.
Обращайте внимание на круг его общения, на увлечения, поведение, успеваемость в школе. Наблюдайте за тем, как ребенок проводит свободное время.
Обращайте внимание на проблемы подростка, если они есть: учебная успеваемость, самооценка, конфликты в общении со сверстниками. В кризисный период жизни именно эти проблемы могут подтолкнуть его к первым пробам ПАВ.
Откажитесь от насилия вербального и физического.
Проводите время вместе, помогайте подростку организовать досуг.
Старайтесь быть примером для своих детей!
(По материалам интернет-версии МК на Кубани.)
Последние новости
Кубанские врачи оказывают помощь пациентам со всей России
Современные технологии и высококвалифицированные специалисты в Краевой клинической больнице № 1.
Уникальная операция в Сочи: хирурги удалили две злокачественные опухоли
Команда врачей успешно провела лапароскопическую операцию, сохранив жизненно важные органы пациента.
Изучение опыта подготовки кадров для экономики Кубани
Депутаты Законодательного Собрания региона ознакомились с методами обучения в аграрно-технологическом техникуме.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований