Постмятежная жизнь: КАКОВО НАМ?
ПОЛИТОБЗОР. Официальная пропаганда и усилия властей в ближайшее время, несомненно, будут сконцентрированы на том, чтобы события 24 июня и все, что с ними связано, как можно быстрее ушли на второй,
ПОЛИТОБЗОР. Официальная пропаганда и усилия властей в ближайшее время, несомненно, будут сконцентрированы на том, чтобы события 24 июня и все, что с ними связано, как можно быстрее ушли на второй, третий план в информационной повестке. Мол, других дел в стране полно. Но из общественной памяти, а таковая, безусловно, существует, их так быстро стереть не удастся. Так что постмятежный синдром многим россиянам уже наверняка обеспечен — слишком сильный шок у людей вызвал неожиданный «марш справедливости» Евгения Пригожина на Москву через Ростов-на-Дону. Когда на глазах обывателя чуть не рухнул в одночасье привычный двадцатитрехлетний порядок…
Чтобы понять, каким он, этот порядок, может быть в новой постмятежной жизни, давайте сначала посмотрим на события, предшествовавшие «маршу справедливости» Евгения Пригожина. Не будем брать во внимание многолетний, по словам основателя ЧВК, его конфликт с российским Минобороны, начавшийся еще в Сирии. Что, кстати, не мешало структурам Пригожина, как заявил Владимир Путин 27 июня на встрече с военнослужащими МО, получать, кроме многомиллиардного госфинансирования деятельности непосредственно ЧВК, еще и такую же выгоду от контрактов на поставку продуктов питания для Минобороны…
То, что терпению Пригожина приходит конец, стало ясно из его большого интервью как раз накануне марша. В нем он, до недавнего времени один из близких российскому президенту людей, а также, безусловно, свой для пресловутых башен Кремля человек, в очередной раз возмущался неоправданно большой (по его мнению — из-за ошибок руководства Минобороны) потерей бойцов в зоне СВО. Без обиняков начал рассказывать о распиле прокремлевскими олигархами выделяемых на Донбасс денег с 2014 года и называть тех, кто за этим, как он считает, стоит, в том числе и из высших структур госвласти в стране.
Но это полбеды. Безусловный герой СВО, человек, с именем которого в информпространстве связывали все последние успехи в зоне СВО, особенно взятие Бахмута, кроме привычной критики МО, обвинений руководства военного ведомства в геноциде русского народа вдруг решительно пересек все красные линии внутри вертикали и публично подверг сомнению официально объявленные причины и цели военной спецоперации. А еще и, мягко говоря, опровергал целесообразность обмена украинского олигарха Виктора Медведчука на костяк националистических структур Украины — карателей из запрещенного в РФ батальона «Азов», захваченных нашими войсками.
Вскоре после этого эфира якобы был нанесен ракетный удар по лагерю ЧВК в ЛНР, и в ответ 24 июня Пригожин начал движение своих вооруженных колонн в Ростов-на-Дону и Москву через Воронеж — как бы с целью добиться у президента отставки руководства МО и не допустить расформирования «Вагнера». Так это или была иная причина, сейчас, наверное, не скажет никто. Но все военные объекты на пути следования, по словам Пригожина, без сопротивления были взяты под контроль бойцами ЧВК, никто на земле не пострадал.
Как сообщали телеграм-каналы, сбиты шесть вертолетов МО и самолет, которые атаковали колонны ЧВК на марше. Позже Пригожин выразил соболезнования и обещал выплатить компенсации семьям погибших. Кто отдавал приказы экипажам нападать на ЧВК, не сообщалось. В этот же день в 200 километрах от Москвы марш завершился, войска ЧВК неожиданно для многих замерших в тревожном ожидании россиян развернулись и отправились в ЛНР. Пригожин вечером 24-го заявил, что сделал это потому, что «могла пролиться русская кровь». После этого он практически прекратил активность в «Телеграме»…
Версий, что произошло, в чем причины «мятежа» и почему все, к счастью, закончилось таким относительно мирным способом, превеликое множество, но мы ограничимся официальными — Кремля и Минска. Потому что поддержку России обещал оказать только Лукашенко. Другие руководители стран ОДКБ, если верить сообщениям в их СМИ, на аналогичные звонки из Кремля якобы с просьбой о поддержке 24 июня говорили, что это внутреннее дело России и они в конфликт вмешиваться не намерены.
На Соборной площади Кремля 27 июня Владимир Путин, как сказано на сайте Президента РФ, выступил перед «личным составом подразделений Министерства обороны, Федеральной службы войск национальной гвардии, Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел и Федеральной службы охраны, которые обеспечили порядок и законность во время мятежа». В частности, он сказал: «Вы защитили конституционный строй, жизнь, безопасность и свободу наших граждан, уберегли нашу Родину от потрясений, фактически остановили гражданскую войну. В непростой ситуации вы действовали четко, слаженно, делом доказали свою верность народу России и воинской присяге, проявили ответственность за судьбу Родины и ее будущее. Быстрое и четкое развертывание подразделений силовых структур позволило пресечь крайне опасное развитие обстановки в стране, не допустить жертв среди мирного населения».
Детали не приводились, но подробности, насколько это возможно, раскрыл президент Белоруссии. Если кратко, то, по его словам, выходит, что именно он (а не российские подразделения) остановил Пригожина на подходе к Москве — минут тридцать разговаривал с ним матом, предупредил, что, если тот не остановится, его раздавят «как клопа», и пообещал направить в Москву свои военные бригады, если «вагнеры» продолжат движение. Также Александр Григорьевич, по его словам, обеспечил необходимую коммуникацию мятежного основателя ЧВК с руководством ФСБ России и получение им необходимых гарантий, после чего ЧВК «Вагнер» решила вернуться назад в свои лагеря и отправилась готовиться «по приглашению Лукашенко» к переезду в Белоруссию. А вот слова Батьки о том, что для отражения возможной атаки на Кремль в Москве «даже курсантов всех вооружили», на фоне выступления Путина перед силовиками прозвучали диссонансом по отношению к вышесказанному. Но это так, к слову пришлось…
Да и, как утверждали в телеграм-каналах сотни комментаторов, в том числе и зарубежных, к полудню в столице из высшего и другого руководства многих уже не было (что через два дня начали опровергать пресс-службы ряда министерств и ведомств). Сообщалось, что не осталось бизнес-джетов на стоянках московских аэропортов, авиабилеты раскупались даже по 200 тысяч и более в ближнее зарубежье, Турцию или ОАЭ. Получается, что вся критикуемая Пригожиным элита как-то одновременно в страхе рванула из Москвы, с Рублевки, из элитных столичных ЖК. И можно было бы, наверное, и этот неудобный для госпропаганды (какая уж тут консолидация!) момент замять, но проявил активность спикер Госдумы. Он сообщил СМИ, что «попросил главу Комитета ГД по безопасности совместно с правоохранителями составить список тех, кто пытался в минувшие выходные покинуть Россию и кто занимает значимые должности». По словам спикера парламента, «отъезд из страны в критический момент высокопоставленных лиц может быть опасным для общества и потому наказуемым». А это как минимум значит, что случаи экстренного чиновного исхода из Москвы были не единичными, раз так возмутился глава нижней палаты парламента…
Как и ожидалось, министр обороны РФ и глава Генштаба остались при своих должностях. И злые языки утверждают: просить, чтобы «незаменимого» (надо полагать и для «зерновой сделки») Шойгу не сняли, за два дня до «мятежа» прилетал Абрамович (как же без него?). Но встретиться с президентом ему не удалось, и 24-го он, как и многие другие олигархи, улетел за рубеж в первой половине дня. Но, как всегда, врут, поди.
Тем не менее, несомненно, оргвыводы если еще не сделаны, то будут сделаны в ближайшее время. И, как говорится, терзают смутные сомнения (в России ведь живем!), что, когда власть будет искать, кого примерно наказать за перенесенное 24 июня, скажем так, смятение, виноватым неожиданно окажется неблагодарное население, часть которого, судя по тем же соцопросам, симпатизирует Пригожину.
Кроме того, одним из проявлений такого постмятежного синдрома у рядового гражданина, совершенно очевидно, может стать (по аналогии с «афганским») резкое обострение чувства социальной справедливости и, мягко говоря, вопросы, а то и разочарование в действиях властей всех рангов.
Впрочем, подобную тенденцию различные опросы фиксируют и в нормальных условиях. И не исключено, что нам следует ожидать уже в скорейшем времени усиления тотального контроля за всеми действиями бизнеса и населения, очередного закручивания гаек везде где можно. Ведь, вероятно, только так в нынешних постмятежных условиях можно сохранить и обеспечить дальнейший «патриотический настрой граждан и консолидацию всего российского общества», которая, как сказал Президент РФ в своем обращении к нации 26 июня, сыграла в эти дни решающую роль. И не допустить повторения «марша справедливости».
А вы как считаете?
Последние новости
Принятие бюджета края на 2025 год в краевом парламенте
Депутаты ЗСК обсудили финансовые планы региона на ближайшие годы.
Обновление данных о местах укрытия в городе
Информация о безопасных укрытиях для граждан в условиях кризиса.
Заседание координационной комиссии в Крымском районе
Обсуждены меры по профилактике правонарушений в регионе.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией