От спортивного ориентирования к «Веревочному парку»: этапы большого пути развития школьного туризма
Более десяти лет в школе № 23 г. Новокубанска занимаются развитием школьного туризма.
Более десяти лет в школе № 23 г. Новокубанска занимаются развитием школьного туризма. Когда-то здесь все начиналось с секции спортивного ориентирования. Сегодня воспитанники школы осваивают навыки скалолазания, рафтинга, велотуризма. Успешно участвуют в соревнованиях краевого и федерального уровня. Ходят в различные походы как по Новокубанскому району, так и по Краснодарскому краю. А в сентябре здесь открыли новый спортивные тренажер «Веревочный парк», который стал очередной ступенью большого туристического пути школы.
Все это делается для того, чтобы увлечь детей здоровым образом жизни, укрепить их здоровье, показать красоту нашей природы. Когда учащиеся вырастут, все это пригодится им в жизни. Ведь в туризме много познавательного. Он учит преодолевать трудности, развивает навыки общения как с большим количеством людей на соревнованиях, так и в замкнутом коллективе в многодневных походах. В итоге дети становятся более коммуникабельными, образованными и сильными.
Как же родилась идея по развитию в школе № 23 детского и подросткового туризма? Какие результаты приносит это увлечение? Об этом рассказал директор учебного заведения, депутат Совета муниципального образования Новокубанский район Валерий Павлович Притула.
От энтузиазма к государственной политике
Валерий Павлович вспоминает свое детство, когда, обучаясь в школе № 10 г. Армавира, он с 8-го класса увлекся туризмом. Любовь к этому виду спорта, а также к красоте окружающего мира, природе и истории Кубани детям привила учитель физкультуры, ветеран Великой Отечественной войны, танкист, орденоносец Нина Федоровна (Фамилия?).
В то время туризм был очень популярен и развит. Спортивные секции были во многих школах, а турклубы работали на предприятиях и в вузах. Увлеченные люди ходили в походы различной категории сложности. Когда школьники собирались на краевые соревнования по туризму, то Абинская поляна под г. Краснодаром не могла вместить палатки всех команд.
Памятуя о том, насколько интересен и полезен туризм, как он увлекает молодежь, В.П. Притула решил привить этот интерес учащимся своей школы. Этому также способствовало ограниченное пространство здания образовательной организации: помещений под кружки просто не хватало. Нужно было искать другие пути и занятия вне стен школы, которые бы заинтересовали детей. Свою роль сыграло и наличие в коллективе преподавателя физкультуры, увлеченного и опытного туриста Александра Алексеевича Сироткина, который хорошо знал самые известные туристические маршруты Кубани, работал на них в свое время проводником и инструктором.
Затем в течение лет В.П. Притула находил единомышленников и помощников среди депутатов районного Совета, Законодательного собрания Краснодарского края, структур краевой администрации. Благодаря этому развитие школьного туризма получило поддержку на высоком уровне и новое развитие.
Начало – спортивное ориентирование
— Развивать школьный туризм мы начинали с малого – спортивного ориентирования и пешего туризма, — вспоминает Валерий Павлович. — Но чтобы эти занятия приносили больше пользы, были качественными, чтобы дети научились ориентироваться по карте и местности, мы сделали топографическую съемку нашего Азиатского леса. Приглашали для этого картографов из г. Майкопа.
Если с детства ребенок попробовал заниматься туризмом, вложил сюда свою энергию, ощутил силу физического совершенства, он так и будет идти в этом направлении. Для нас главное — направить энергию детей в мирные цели. Наши воспитанники стали ходить в пешие походы выходного дня через станицу Прочноокопскую на Фортштадт и Старую станицу. Стали выезжать в Отрадненский район — в окрестности хутора Ильич, в Мостовской район, в места сражений в Туапсинском районе.
Помощь в организации и проведении таких походов мы стали получать от Центра детского и юношеского туризма и экскурсий Краснодарского края, который тогда возглавил известный путешественник Константин Сергеевич Мержоев. Он начал возрождать пешие туристические маршруты, которые были разработаны в советское время. Главное, что он за счет этого центра давал школьникам питание, обмундирование и сопровождение. Семьи ведь разные. На неделю собрать ребенка в горы не каждому просто. В походе нужны хорошее сбалансированное питание, обмундирование. А краевой центр туризма выдавал детям на весь маршрут сухпайки. И нам было легче в этом плане. Приходит лето. У нас на все три месяца каникул расписаны пешие и водные походы, которые проводит краевой центр туризма.
Наши воспитанники ходили так по партизанским тропам Кубани, местам «Боевой славы». Когда мы идем в походы, всегда расставляем патриотические акценты, чтобы не просто физическая подготовка, но и моменты воспитательной работы.
Скалодром краевого уровня
На следующем этапе развития детского туризма мы решили построить в школе скалодром. Это тренажер шестиметровой высоты, по высоте здания нашего образовательного учреждения. Разработали проект, посмотрели, какие они бывают, срисовали конструкцию на одной турбазе и сделали такой для себя.
Скалодрома в таком виде, в каком он у нас есть уже восемь лет, практически нет ни у кого в школах. Только сейчас в новой школе г. Армавира собрались делать такой в спортзале. На весь соседний с нами муниципалитет скалодром есть только в Центре туризма.
Сделать нам скалодром помог Василий Григорьевич Дроняк. Он учился в нашей школе, четверо его детей окончили тоже школу № 23. Сейчас ходят его внуки. У Василия Григорьевича свое предприятие по изготовлению запчастей для сельхозмашин. Есть станки, оборудование.
Вначале сделали первую очередь — три дорожки. Но этого оказалось мало. Через месяц наши школьники-туристы уже «летали» по этому скалодрому. Мы увеличили тренажер. Сейчас есть девять дорожек разной сложности. Скалодром мы накрыли крышей. Во всем этом нам помогал В.Г. Дроняк. Любая идея без материальной поддержки и помощи трудно воплощается. Василий Григорьевич по своему желанию нам помогает. Его не надо уговаривать. Он все делает по велению души. Мы дружим с ним уже 12 лет, и любая наша затея по развитию школьного туризма находит у него отклик.
Из пруда да в Кубань
Следующим этапом стал рафтинг. Хотя его мы осваивали параллельно со скалодромом.
Одно время министром образования края была Наталья Александровна Наумова. Работала в г. Краснодаре, а жила в г. Армавире. Возвращаясь домой, она старалась проехать по школам края. Однажды Наталья Александровна заехала к нам. Мы показали школу. Она увидела наш пруд и предложила сделать секцию рафтинга.
— Но рафтинг — по быстрым рекам, — сказал я.
— По быстрым рекам, это когда вы научитесь пользоваться рафтами, — заметила Наталья Александровна.
И мы по ее совету сделали секцию рафтинга. Хотя мысли об этом у нас были и раньше, но не хватало толчка. Приобрели первых три рафта. Купить их помогли депутаты районного Совета, выпускница нашей школы Ольга Егоровна Доля. Сейчас у нас пять рафтов. Мы активно участвуем в соревнованиях краевого и федерального уровней, одерживаем победы.
По соседству с нами есть парусно-яхтовые школы в ст. Каладжинской и п. Мостовском. Мы дружим с ними. У нас есть транспорт и оборудование, чтобы ездить туда тренироваться на реках Лаба и Белая. Сплавлялись мы и по реке Кубань.
По инициативе депутата Законодательного собрания Кубани Н.Н. Петропавловского проводился сплав по Кубани через три района — Новокубанский, Гулькевичский и Кавказский, посвященный памяти урюпинских курсантов. Летом 1942 года, когда фашисты рвались в наш край, левобережье Кубани охраняли курсанты Урюпинского училища, еще толком не обученные. Они защищали левый берег Кубани от ст. Кавказской до г. Армавира, стояли насмерть. Н.Н. Петропавловский выступил с инициативой провести сплав по реке Кубань в память о тех трагических событиях. С этим предложением приехал к нам. Мы его поддержали. И два года сплавлялись. К нам приезжали школьники-рафтингисты со всего края. Разбивали палаточный лагерь, разжигали большой костер. С молодежью общались глава Новокубанского района, депутаты Законодательного собрания Кубани, музейные работники рассказывали о геройском подвиге урюпинских курсантов.
По пути сплава было четыре ночевки. Когда мы ставили лагерь, к нам приезжали местные краеведы, которые рассказывали детям об эпизодах Великой Отечественной войны на данной местности. Было очень интересно.
У моста через реку Кубань в районе г. Кропоткина установлен памятник погибшим урюпинским курсантам — это конечная точка сплава. Там мы все собирались и возлагали цветы.
Хочется отметить, что благодаря этой акции мы ближе познакомились с Н.Н. Петропавловским. В общении с ним родилась идея установить у нас в школе «Веревочный парк», которая осуществилась в этом году.
В поход на велосипеде
Следом за рафтингом увлеклись велотуризмом. Это тоже очень интересное занятие. Нужно правильно детей научить управлять велосипедом. Ведь в этом виде спорта нужно не просто ехать по прямой дороге. Есть этапы, нужно выполнять различные элементы фигурного вождения, преодолевать препятствия.
У нас в школе имеется тренировочная велотрасса, на которой ребята готовятся к состязаниям по велотуризму. Кстати, скоро пройдут новые краевые соревнования в г. Кропоткине. На таких встречах иногда велоспорт и рафтинг совмещаются. Едут этап на велосипедах, потом пересаживаются на рафты и плывут. Преодолевают переправу. Школьникам такой вид спорта очень нравится.
Для чего нужен «Веревочный парк»?
Меня спрашивают: «Зачем мы установили «Веревочный парк»?». Чтобы заинтересовать детей. Школьник должен понимать, для чего ему необходимо тренироваться: чтобы пройти по такому тренажеру, чтобы взобраться по скалодрому, чтобы пересечь на рафте хотя бы наш пруд. Любая работа должна идти в нагрузках по нарастающей. На одном месте стоять — не интересно.
Так, однажды у нас появилась мечта о «Веревочном парке». Я видел такие, понимал, что это интересно детям. А все что интересно – притягивает, оттягивает детей от улицы, от опасных и вредных для здоровья занятий, решает вопросы занятости в свободное время.
Такие тренажеры, как «Веревочный парк», многофункциональные и от них большая отдача. Для занятий ребенок должен иметь соответствующую физическую подготовку. Нужны сила, ловкость, выносливость, растяжка. К том уже, одни пошли заниматься, и другим хочется. Попробовав какой-то из видов спорта, школьники понимают, что необходимо иметь соответствующие физические данные, навыки. Это стимул к развитию.
Мечта о «Веревочном парке» сама по себе не могла воплотиться без материальной поддержки. И ее, как всегда, оказали. Часть средств выделили администрация и депутаты Новокубанского района. Но районному уровню было тяжеловато найти всю необходимую сумму, поэтому мы обратились к депутатам Законодательного собрания Краснодарского края, в частности к Н.Н. Петропавловскому. Они нам помогли, и «Веревочный парк» мы построили. Однако это не аттракцион для развлечений. Не каждый ребенок может по нему пройти, если он не имеет соответствующих навыков и тренировки. На нем нужно работать только с инструктором и со страховкой.
Нам снизу смотреть красиво, как дети проходят этажи этого тренажера. Но когда ребенок проходит этапы «Веревочного парка», это не так просто, как кажется. На его втором этаже совсем другие ощущения. Там высота свыше четырех метров. Но наши дети, занимаясь в секциях по туризму, уже многому обучены. Они знают, как преодолевать препятствия, переправу по натянутому тросу, умеют пользоваться страховкой. Поэтому, чтобы подготовиться к показательным выступлениям на открытии «Веревочного парка», им хватило двух дней. А неподготовленному ребенку пройти этапы этого тренажера будет намного сложнее.
Мы готовы принимать у себя школьников из других образовательных организаций для занятий на «Веревочном парке», показывать им мастер-классы. Но должна быть создана группа желающих заниматься, которой будет руководить свой учитель физкультуры. Повторюсь, занятия на тренажере проводятся только со страховочным оборудованием!
На «Веревочном парке» можно заниматься по той же схеме, как учащиеся из других школ занимались у нас на скалодроме. Приезжали на автобусах, мы назначали определенные дни. Потом проводили межшкольные соревнования по скалолазанию. Открытие «Веревочного парка» — не последнее звено в нашей работе по развитию туристического направления. Мы еще что-нибудь придумаем!
У наших учеников краевой уровень подготовки по туристическим видам спорта. Потому что школ с таким оснащением в крае практически нет. Мы в крае занимаем призовые места по рафтингу и велоспорту. На соревнования от школы по 2-3 команды порой направляем. И бывало так, что наши три команды забирали все призовые места.
И еще хочу отметить, что все занятия в туристических секциях — скалодроме, велосипедах, рафтах, «Веревочном парке» — бесплатные.
Сергей Шептун. Фото автора.
Продолжение. Начало http://svet-mayakov.ru/2021/10/04/веревочный-парк-новая-ступень-разв/
Автор: Свет маяковПоследние новости
Новый Центр генных дерматозов открывает двери для пациентов в Краснодарском крае
Пациенты смогут получать помощь на месте, не выезжая за пределы региона.
Прокуратура района выявила нарушения в образовательных учреждениях
Проверка показала отсутствие необходимого оборудования для инвалидов в школах.
Прокуратура Краснодара защищает права жильцов многоквартирных домов
В результате надзорных мероприятий прокуратуры были выявлены серьезные нарушения в управлении домом.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку